В целом же Африка представлена разными антропологическими типами, принадлежащими к нескольким большим расам. Для сравнения отметим, что в тот же период в несоциалистических странах Азии, по данным консульской статистики, постоянно проживали более 6,5 тысяч советских граждан; большинство из них в Ливане (2120 человек), Сирии (1200), Иране (770), Иордании (500), Афганистане (450), ЙАР (250), Японии (160). Это могут быть факторы внешнего порядка: изменения общественно-политической ситуации в стране или во взаимоотношениях с Россией, повлиявшие на культурный диалог между государствами; передвижения женщин в границах Африканского континента или за его пределами, вызванные профессиональной деятельностью мужа, разводом и т.п. К внутренним факторам, в первую очередь, следует отнести изменения, вносимые в порядок консульских правил.
Так, с начала 90-х годов отменен обязательный порядок регистрации вновь прибывших из России в африканские государства граждан и постановки их на консульский учет. Кроме того, в консульскую статистику не попадают дети старше 16 лет, в то время как во многих колониях их число повсеместно растет. Здесь и далее автор намерен ссылаться на статистику по этому городу, рассматривая ее как достаточно репрезентативную для данного исследования. Имеется в виду VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году, куда прибыло большое число молодежи из стран Африки. Точнее сказать, не природные русские, а представительницы народностей, населяющих Россию.
Особенно ярко это видно из статистики данных по месту рождения соотечественниц, постоянно проживающих в АРЕ: помимо Москвы и Ленинграда там представлены выходцы из Башкирии, Коми, Алтайского, Краснодарского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского краев, Астрахани, Белгородской, Воронежской, Калужской, Магаданской, Мурманской, Пермской, Тамбовской областей, городов Ростова- на-Дону, Челябинска, Магнитогорска, Читы, Ярославля, других районов РФ.
Гражданство во всех португалоязычных странах.
Исторической основой подхода к вопросу о гражданстве во всех португалоязычных странах является концепция, сформулированная в Законе о гражданстве бывшей метрополии. Соответствующие законы на португальских «заморских территориях» представляли собой дословное его переложение. Гражданство предоставлялось в соответствии с принципами «по земле» и «по крови», то есть гражданами Португалии, включая колонии, признавались лица: а) родившиеся на территории, находившейся на момент рождения под юрисдикцией Португалии; б) в случае, если хотя бы один из родителей был гражданином Португалии. Право на гражданство имели также лица, родившиеся на португальской территории от родителей-иностранцев, если те не состояли на службе своего государства.
В Мозамбике колониальный режим проводил политику дискриминации в отношении неевропейского населения страны. ЗАГСы регистрировали только белое население и лишь в исключительных случаях — чернокожих мозамбикцев. Регистрация лиц независимо от цвета кожи была введена с приходом к власти правительства Марселу Каэтану. Однако дискриминация сохранялась в виде раздельной системы ЗАГС для белого и черного населения. Все это не могло не сказаться на Законе о гражданстве, принятом независимым Мозамбиком летом 1975 года. Причем сам Закон весьма своеобразно отразил расстановку страны того исторического периода.
Так, наряду с сохранением в целом положений Закона о гражданстве бывшей метрополии, существенным изменениям подверглось положение о лишении мозамбикского гражданства, в том числе представителей оппозиционных группировок. Критерием рассмотрения этого вопроса было невозвращение в страну или выезд из нее после достижения ' независимости по политическим мотивам. Зависимое положение женщин в местном обществе фиксировалось статьей, лишавшей гражданства женщин, вышедших замуж за иностранцев.